Урок «Как вырастить бобы на ватных шариках» – это визуальный способ показать детям рост и развитие растения, а именно наблюдать за видоизменением его корневой системы, стебля и листьев, обсуждать увиденное, делать выводы. Положительная сторона эксперимента в том, что детям очень нравится смотреть: как быстро растут растения!
Необходимые инструменты и материалы для проведения урока:
— стеклянная банка или бутылка;
— небольшое количество ватных шариков;
— бобы. Я использовала бобы фасоли, купленные в супермаркете.
Процесс проведения эксперимента:
— Для начала заполните выбранную емкость ватными шариками.
— Вкиньте туда несколько бобов так, чтобы они очутились поближе к боковой стороне банки. Это необходимо сделать для того, чтобы лучше было наблюдать за процессом прорастания ростка из зерна.
— Затем полейте вату водой так, чтобы она стала влажной, но не слишком мокрой!
— Поставьте банку на окно.
— В течение 2-3 дней бобы начнут прорастать, т.е. будет появляться корень, а еще через 2-3 дня Вы видите маленький росточек в виде усика.
— Еще через 4-5 дня фасоль будет обвита сетью побегов, которые будут исходить от главного корня и тянуться вверх, достигая верхних слоев ваты. Впоследствии от фасоли остается только сморщенная шелуха.
— Спустя 2 и больше дня побеги достигают горлышка банки и начинают выпускать темно-зеленые листья.
-Через несколько дней побег еще больше набирает рост, а листья начинают распускаться. Многие дети очень радуются этому событию.
— И, наконец, в течение 4-5 дней бобы начинают расти более стабильно, принимая вид высокого и тонкого растения с большими листьями. Такому растению нужно больше солнечного света.
В конце эксперимента мы аккуратно удалили растение из банки и осмотрели сложную сеть корней, которые выросли к этому времени, освободили их от ваты и пересадили в почву в горшке в саду. В дальнейшем дети поливали почву с растением, наблюдали за его развитием и с нетерпением ждали урожая!
Дети старшего возраста могут вести дневник наблюдений, записывая в него ежедневные замеры роста и развития боба. Так же они могут нарисовать картинку, запечатлив на ней то, как растение выглядело через каждые 3-4 дня, сделать график измерения, записывать свои впечатления. Кроме того дети каждодневно могут фотографировать весь процесс развития ростка из бобового зернышка, а затем печатать фотографии и вклеивать их в дневник наблюдений!
Чему учит этот эксперимент?
Во-первых: ребенок получает знание по предмету природоведения. Узнает о том, что растения должны расти, изучает корни, рассуждает о том, как растение поглощает воду, говорит о листьях и о том, для чего они нужны, обсуждает жизненные циклы и процесс роста.
Во-вторых, занимается математикой, т.е. измеряет рост бобов и делает сравнение, создает график роста растения для отслеживания процесса
В-третьих: развивает аккуратность и грамотность написания во время ведения дневника.